В последнее время все чаще психологи, педагоги и родители говорят о таланте детей. Например. Мой сынок занимается спортом, у него определенно талан забивать голы. Моя дочка занимается музыкой и танцами. Преподаватели говорят, что она способная.

К тому же ученые и работники образования в нашей стране и за рубежом занимаются вопросами, связанными с развитием способностей и одаренности, потому что развитие личности, ее достижения в жизни, самореализация связаны со способностями и одаренностью.

Что понимают под способностями?

Как правило, к способностям относят такие особенности человека которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определенную пригодность к конкретному виду деятельности.

Что понимают под одаренностью?

Одаренность чаще всего представляется как качественно своеобразное сочетание способностей, которое помогает успешно осуществлять ту или иную деятельность.

Ученые характеризуют одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое позволяет достичь человеку высоких результатов.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок– это ребенок, который отличается очевидными или выдающимися достижениями, или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности, и которые выражаются в интенсивности и яркости и отличаются от одногодок, от сверстников.

В чем сложность с одаренными детьми?

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является условной характеристикой.

Так, например, признаки одаренности, которые проявляет ребенок в дошкольном детстве могут «угаснуть» или наоборот, «засиять» на новом этапе.

И поэтому в педагогической и психологической среде предпочтение отдают высказываниями не об одаренном ребенке, а о признаках одаренного ребенка или о ребенке с признаками одаренности.

В научной отечественной и зарубежной литературе описаны признаки одаренных детей, которые проявляются в первые годы жизни ребенка:

• опережение в развитии речи и мышлении своих признаков,
• раннее проявление улыбки и раннее узнавание людей, которые за ним ухаживают,
• обладание значительной памятью,
• способность к длительной сосредоточенности, повышенный объем внимания,
• высокий уровень активности,
• проявление любопытства и любознательности,
• проявление ранней увлеченности, постоянство в своих любимых занятиях, высокий интерес в содержанию решаемой задачи,
• самостоятельный выбор занятия, а не пассивное его принятие,
• креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному, стремление реагировать на внешние стимулы в соответствии с собственными мыслями и ощущениями,
• перфекционизм- стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия их высоким требованиям,
• высокий уровень обучаемости и явное получения удовольствия от этого процесса,
• чувство юмора,
• широта интересов,
• повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность,
• самостоятельность, независимость, уверенность в себе.

Что делать родителям, которые обнаружили мало признаков одаренности у своего ребенка?

Есть один замечательный способ развить способности ребенка, проверенный тысячелетней эволюцией человечества.

Позвольте ребенку играть с палочкой, с простой деревянной палочкой, и вы увидитесь, как быстро ребенок откопает свои способности и проявит свою одаренность. Деревянная палочка в руках ребенка воистину развивает личность во всех ее проявлениях.

Обычная деревянная палочка- это и орудие труда, которой можно копать землю или песок, опытным путем определяя что из чего сделано.

Обычная деревянная палочка – это и игрушка-заместитель, которой можно понарошку есть, водить авто, играть на барабане, рисовать или указывать в нужную сторону. Она учит играть самостоятельно.

Обычная деревянная палочка- это средство достижения результата, когда ребенок тянется и дотягивается, подталкивает и отталкивается.

Обычная деревянная палочка будит разум и воображение, способствует творческому проявлению.

Дерево – теплый материал, который проводит тепло и передает энергию.

Как развиваются способности?

Естественно, что и способности и одаренность проявляются и развиваются в деятельности и в общении. Важно также понимать, что само развитие способностей и одаренности не сводится к их количественному росту, а прежде всего предполагает качественную перестройку.

По мнению известного психолога С.Л.Рубинштейна, развитие способностей развивается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня открывают новые возможности дальнейшее развития способностей более высокого уровня.

Как взрослые могут помочь ребенку развить врожденные способности и одаренность в раннем и дошкольном возрасте?

Во-первых, родителям поможет наблюдательность. Наблюдая за «порывами» и интересами самого ребенка, можно заметить проявление способностей, задатки, ростки одаренности, а затем развивать их с помощью различных методик. Это путь к ребенку.

Во-вторых, родители могут научиться правильно относиться к детям, которые обладают признаками одаренности, потому что однозначно с такими детьми не просто и родителям, и педагогам, потому что эти дети вызывают неоднозначную реакцию и неоднозначное отношение.

Одна категория взрослых радуется, восхищается одаренным способным ребенком, стремится активно помогать его дальнейшему развитию и вместе с ребенком растет. Это путь вместе с ребенком

Вторая категория взрослых находится в растерянности, испытывает дискомфорт, особенно часто это проявляется в общении с «нестандартным» ребенком. Это путь от ребенка.

Когда речь заходит о способностях и одаренности детей, родители чаще всего имеют в виду умственные способности или художественные способности, которые проявляются в музыке, изо, танцах итд.

Однако в настоящее время выявлены разнообразные виды человеческой одаренности, которые проявляются уже в дошкольном возрасте. Это:

• общая интеллектуальная одаренность,
• художественная одаренность,
• творческая одаренность,
• психомоторная одаренность,
• социальная (лидерская, коммуникативная) одаренность. Именно эта способность помогает всем одарённым и способным людям добиться успеха в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *